Интервью Оксаны Кузнецовой журналу «Госзакупки.ру»

29 декабря 2023, 13:15
2679 img 9876 %282%29

«…Если система антимонопольного комплаенса согласована с ФАС, плановые проверки сократятся…»

Если у вас разработана и утверждена ФАС система антимонопольного комплаенса – плановой проверки можно не бояться. Как работает система комплаенса и кто должен утвердить документы, рассказывает Оксана Кузнецова, начальник Управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России.

Оксана Николаевна, какие преимущества дает заказчику создание локальных документов по антимонопольному комплаенсу?

Оксана Кузнецова: Система антимонопольного комплаенса позволяет принимать взвешенные и эффективные управленческие решения в рамках закона. Один из стимулов внедрения системы – снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства. Как следствие нет негативных последствий: штрафов, причинения вреда репутации, признания недействительными контрактов, привлечения должностных лиц к административной или уголовной ответственности.

Сейчас у многих учреждений остро стоит вопрос о создании системы комплаенса. Правда ли, что если комплаенс-система есть, то проверок не будет?

В организации должна быть действующая система антимонопольного комплаенса, согласованная с ФАС России. Если у заказчика система действует на практике, то плановые проверки проходят не чаще чем один раз в пять лет или не проводятся совсем (постановление Правительства от 01.03.2018 № 213). Согласованная система комплаенса снижает категорию риска заказчика со средней до умеренной, с умеренной до низкой. 

Какие риски следует предусмотреть заказчику в локальных документах?

Заказчику по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ необходимо сопоставить требования антимонопольного законодательства к ситуациям в ракурсе внутренних бизнес-процессов. Тогда определятся имеющиеся в его деятельности комплаенс-риски. Это такие ситуации, в которых применимые к ним требования антимонопольного законодательства могут быть нарушены. 

Как бы Вы рекомендовали нашим читателям анализировать риски?

Процесс идентификации комплаенс-рисков может потребовать подробного анализа. К примеру, судебных дел и дел о нарушении антимонопольного законодательства, результатов проверок соблюдения антимонопольного  законодательства. Также результатов анализа состояния конкуренции на товарных рынках, участником которых является хозяйствующий субъект.

Источником комплаенс-рисков могут являться локальные нормативные акты и совершенные или планируемые к совершению сделки. Также действия работников при исполнении ими должностных обязанностей, ограничение конкуренции путем приоритетного  доступа к информации.

При каких условиях заказчик может избежать ответственности за нарушения антимонопольного законодательства?

Заказчик может добровольно заявить в ФАС, что он заключил антиконкурентное соглашение. Такое заявление может стать основанием для освобождения от административной ответственности или назначения штрафа в минимальном размере. К примеру, за заключение антиконкурентного соглашения заказчику грозит оборотный штраф. Кроме того, предусмотрена ответственность для должностных лиц, совершивших правонарушение: штраф или дисквалификация  (ч. 2 и ч. 7 ст. 14.32 КоАП – прим. редакции). Но административной  ответственности можно избежать, если заявить о нарушении и первым выполнить три условия. Первое – если на момент обращения контролеры не располагают сведениями и документами об административном правонарушении. Второе – заказчик отказался от участия в соглашении либо от дальнейших согласованных действий. Третье  условие – заказчик представил достаточно сведений и документов,  чтобы установить административное правонарушение.

Разница в комплаенс-системах:

Система  антимонопольного  комплаенса  развивается в  двух  направлениях.  Для  органов  власти  и  органов местного самоуправления, а также для хозяйствующих субъектов. Внедрение  системы  антимонопольного комплаенса для ряда федеральных органов исполнительной власти  является  обязательным  (Указ  Президента  №  618 и Национальный план развития конкуренции). Органы власти организуют систему антимонопольного комплаенса в соответствии с Методрекомендациями (утв. распоряжением Правительства от 18.10.2018 № 2258-р). Это помогло снизить почти на 60 процентов количество нарушений. Хозяйствующие субъекты руководствуются положениями  статьи  91  Закона  о  защите  конкуренции,  а  также Разъяснением ФАС от 02.07.2021 № 20.

Интервью подготовила Елена Чернова, ответственный редактор журнала «Госзакупки.ру». 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь