Интервью Максима Шаскольского журналу «Конкуренция и право»

19 апреля 2023, 15:15
2622 9
В 2023 г. Российская Федерация председательствует в органах Евразийского экономического союза. О ключевых направлениях союзной антитраст-повестки на текущий год и инициативах ФАС России журналу «Конкуренция и право» рассказал глава ведомства Максим Шаскольский.
 
В обращении Председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента РФ В.В. Путина к главам государств ЕАЭС в качестве приоритета обозначено дальнейшее углубление интеграции на всех направлениях. При этом оговорено, что оно во многом будет зависеть и от выравнивания конкурентных условий для предприятий.
 
Отмечу, что на сегодня создана необходимая договорно-правовая база, которая обеспечивает защиту и развитие конкуренции на товарных рынках ЕАЭС. Сформирована также система антимонопольного регулирования, предусматривающая осуществление контроля как национальными регуляторами, так и Евразийской экономической комиссией, компетенция между которыми разграничена.
 
Вместе с тем страны евразийской пятерки на регулярной основе с учетом вызовов и экономических реалий ведут работу по совершенствованию союзного права в части конкурентной политики. Расскажу о приоритетных задачах и наших инициативах.
 
О параллельном импорте
 
Мы поступательно на протяжении нескольких лет выступаем за легализацию параллельного импорта. С точки зрения конкуренции этот механизм важен для снижения уровня власти правообладателя, насыщения рынка, сдерживания цен, создания новых возможностей для малого и среднего бизнеса.
 
В прошлом году российская сторона инициировала рассмотрение соответствующих поправок в Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Договор). ФАС России представила на рассмотрение уполномоченных органов государств союза проект изменений в Приложение № 26 к Договору – Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
 
Предлагаемые поправки дадут государствам евразийского объединения возможность на временной основе вводить исключения из регионального принципа исчерпания права. При этом будут учитываться международные обязательства конкретной страны и ситуация в ней в конкретный момент времени, а также необходимость восполнения недостатка важных товаров.
 
Проработка российского предложения продолжается в 2023 г.
 
Об оценке состояния конкуренции
 
Также по инициативе российской стороны антимонопольные органы союза совместно с ЕЭК провели в 2022 г. масштабную работу по внесению изменений в Методику оценки состоянии конкуренции (далее – Методика, утв. Решением Совета ЕЭК от 30.01.2013 № 7). Цель – закрепить в этом документе положения, учитывающие особенности функционирования цифровых рынков. Отмечу основные нововведения.
 
Согласно поправкам, внесенным Решением Совета ЕЭК от 15.07.2022 № 115, при такой оценке безвозмездное предоставление товара не препятствует определению продуктовых и географических границ товарного рынка, его объема и долей хозсубъектов на нем.
 
Кроме того, при определении продуктовых границ теперь могут быть учтены присущие конкретному товарному рынку прямые и косвенные сетевые эффекты. Речь о воздействии, которое один пользователь оказывает на ценность товара для других, в том числе потенциальных, пользователей.
 
Изменения в Методику были связаны и с установлением обязанности ЕЭК проводить полноценное исследование рынка уже на этапе рассмотрения заявления о нарушении общих правил конкуренции и готовить аналитическое заключение. Оно должно содержать мотивированные выводы, подтверждающие наличие или отсутствие компетенции комиссии в данном конкретном случае.
 
Считаю эти поправки весьма важными, учитывая существующее разделение полномочий между национальными антимонопольными органами и ЕЭК. Ведь правильное и своевременное определение подведомственности каждого заявления о нарушении общих правил конкуренции – залог эффективного выявления и пресечения нарушений.
 
Параллельно продолжается работа над новой редакцией Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках (Решение Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 97).
 
Обсуждаемые экспертами национальных антимонопольных органов и ЕЭК изменения направлены на то, чтобы более детально закрепить порядок работы с заявлениями; уточнить требования, предъявляемые к ним при направлении в комиссию; определить процедуры проведения консультаций с национальными регуляторами при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением общих правил конкуренции; регламентировать сроки, случаи и порядок принятия процессуальных документов.
 
Об антимонопольном комплаенсе
 
Еще один важный пункт повестки, который сейчас обсуждается на уровне ЕАЭС, – включение в союзное право положений, касающихся института антимонопольного комплаенса как эффективного инструмента превентивного контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках. Этот вопрос был рассмотрен 16 февраля 2023 г. на совещании руководителей национальных уполномоченных органов и члена Коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК в формате «пять плюс один».
 
ФАС России в целом поддержала предложение о его проработке.
 
Отмечу, что в России этот инструмент зарекомендовал себя положительно. Три года назад соответствующие нормы были закреплены в Законе о защите конкуренции (Федеральный закон от 01.03.2020 № 33-ФЗ), и мы готовы делиться с коллегами своим опытом.
 
О транснациональных компаниях
 
Среди других наших безусловных приоритетов – обмен опытом и информацией, взаимодействие национальных регуляторов, участие антимонопольных ведомств в правоприменительной деятельности ЕЭК. В Договор включены положения, определяющие случаи, порядок и сроки такой совместной работы.
 
При этом страны евразийской пятерки проводят согласованную конкурентную политику в отношении хозсубъектов из третьих стран, действия которых могут оказать отрицательное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках союза. Договор предусматривает положения и на этот счет.
 
Речь в том числе идет о крупных транснациональных компаниях (далее – ТНК), осуществляющих свою деятельность по всему миру, включая государства союза. Отмечу, что нарушения антимонопольного законодательства в Евразийском регионе имеют типовой характер. В связи с этим, на мой взгляд, особую актуальность приобретает выработка с коллегами по ЕАЭС согласованных мер реагирования.
 
ФАС России обладает значительным опытом антимонопольных расследований в отношении ТНК, в частности оперирующих на цифровых рынках, и рассмотрения глобальных сделок экономической концентрации. Мы регулярно делимся нашими лучшими практиками правоприменения с партнерами по союзу, которые на этой основе инициируют аналогичные расследования в своих странах.
 
На последней встрече руководителей национальных уполномоченных органов и ЕЭК в феврале 2023 г. все стороны отметили, что важно продолжить такую работу.
 
О международном взаимодействии
 
Уверен, хорошим подспорьем для антимонопольных органов государств ЕАЭС и ЕЭК служат опыт и наработки конкурентных ведомств стран, которые входят в другие международные объединения – СНГ и БРИКС.
 
В качестве примера приведу Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП) – орган отраслевого сотрудничества СНГ, в состав которого, в частности, входят руководители антимонопольных ведомств союза. В разные годы в рамках его деятельности изучалось состояние конкуренции в сферах фармацевтики, пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, розничной торговли продтоварами и в других областях.
 
Выводы и рекомендации по развитию конкуренции на этих товарных рынках активно использовались в работе на площадке ЕЭК, в том числе рабочими группами по вопросам конкуренции и устранению барьеров в сфере связи, по формированию общих подходов к регулированию обращения лекарственных средств. Кроме того, итоги исследовательской деятельности МСАП учитывались при подготовке комиссией рекомендации о необходимости обеспечения равноправных условий для доступа производителей и поставщиков на объекты розничной торговли.
 
ФАС России активно продвигает формат БРИКС+, исследования и мероприятия проходят при участии экспертов антимонопольных органов ЕАЭС и ЕЭК.
 
Кооперация по вопросам конкурентной политики с регуляторами СНГ и БРИКС продолжится в 2023 г. Работа в таком формате отвечает приоритетам ЕАЭС, определенным Основными направлениями международной деятельности Евразийского экономического союза на 2023 г. (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 09.12.2022 № 17). Считаю, она будет способствовать углублению евразийской интеграции, а также интеграции союза в систему мирохозяйственных связей.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь